Авторы |
Крысанова Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра немецкого и французского языков, Липецкий государственный педагогический университет
(Россия, г. Липецк, ул. Ленина, 42), nat-alia@mail.ru
Самсонов Юрий Андреевич, доктор педагогических наук, профессор, Липецкий медицинский колледж (Россия, г. Липецк, ул. 9 Мая, 18), samsonov@lipetsk.ru
Тучкова Татьяна Устиновна, кандидат педагогических наук, доцент, nat-alia@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Регионоведческий материал представляет собой несомненную ценность для воспитания школьника: патриота, гражданина, человека социально активного и ответственного, с желанием достойно служить своей малой и большой родине, оберегать ее и умножать ее достояние и славу. Целью работы является акцентирование внимания педагогов на проблеме регионоведческой информации в содержании школьного образования и раскрытие направлений исследований данной проблемы.
Материалы и методы. Использован комплекс методов. 1. Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов в области образования; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности. 2. Теоретические методы: системный анализ; теоретическое прогнозирование; обобщение.
Результаты. В работе раскрыты и описаны три основных компонента, составляющие основное содержание регионоведческого образования: ценностноориентационный, информационный и деятельностный. Данные компоненты, представляющие собой единую структуру, могут быть переносимы на все школьные предметы гуманитарного цикла.
Выводы. Каждый из трех выделенных компонентов регионоведческого содержания нуждается в специальном педагогическом исследовании и в системном представлении результатов такого исследования. Результаты, сведенные в единую матрицу, послужат основой для отбора и организации регионоведческого содержания школьного учебно-воспитательного процесса, которое будет различным, вариативным для каждого конкретного региона.
|
Список литературы |
1. Тучкова, Т. У. Теоретические аспекты гражданского и патриотического воспитания школьников / Т. У. Тучкова // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Липецк, 22–23 апреля 2003 г.). – Липецк : ЛГИУУ, 2004. – С. 56–61.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2013. – 63 с.
3. Белозерцев, Е. П. Культурно-образовательная среда: этапы осмысления / Е. П. Белозерцев // Образование на рубеже эпох. Опыт личного осмысления методологии гуманитарного исследования : материалы летней школы молодых ученых. – Липецк : ИРО, 2007. – 300 с.
4. Горностаева, И. В. Гражданское воспитание младших школьников средствами краеведения : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Горностаева И. В. – Смоленск, 2012. – 184 с.
5. Кандаева, Н. А. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения: на материале Республики Дагестан : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Кандаева Н. А. – Махачкала, 2006. – 185 с.
6. Гревс, И. М. Краеведение в школе: предмет, направление, пути / И. М. Гревс // Методы индивидуализирующего труда / под ред. М. М. Рубинштейна. – М. : ГПЗ, 1925. – С. 25–59.
7. Федотова, М. А. Регионоведение на уроке иностранного языка / М. А. Федотова, Т. У. Тучкова // Современные подходы в обучении иностранным языкам : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Липецк, 27 апреля 2003 г.). – Липецк : ЛГИУУ, 2003. – С. 119–124.
8. Шмидт, С. О. «Золотое десятилетие» советского краеведения / С. О. Шмидт // Отечество. Краеведческий альманах. – 1990. – Вып. 1. – С. 7–35.
9. Деев, А. Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников / А. Л. Деев // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 34, 35.
10. Каменщикова, Е. Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Каменщикова Е. Н. – Екатеринбург, 2006. – 168 с.
11. Корниенко, П. А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе / П. А. Корниенко // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 6. – С. 28–32.
12. Солдатенков, А. Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Солдатенков А. Д. – М., 1969. – 22 с.
|